Применение корня женьшеня в Древнем Китае
Лекарственные растения со стимулирующим и адаптогенным действием. Женьшень обыкновенный
С древности неразрывно связанное с народной медициной стран Восточной Азии, это лекарственное растение почти 4000 лет было окутано мистическим покровом. Сквозь триумф женьшеня просачивается трагизм. Все время он был средством обогащения, причиной массовых убийств и неизмеримых страданий людей. Вокруг него распалялись страсти, даже войны. Из-за него люди шли на чудовищные преступления.
Китайские врачи издавна считали, что женьшень способен вселять в человека силу, бодрость, свежесть молодости, способен делать ее кожу розовой, как у молодой девушки, укреплять работоспособность и выносливость... Если дать выпить настой корня умирающему, то к нему вернется сознание и он проживет еще некоторое время.
В представлении китайцев женьшень - символ справедливости и добра, равновесия творческих сил природы, источник жизни и развития. Предполагают, что старинный китайский философ Лао Цзы первым раскрыл лекарственные свойства корня женьшеня. Еще в X в. великий таджикский ученый Абу Али Ибн Сина (Авиценна) описал его в своем замечательном сочинении «Канон врачебной науки».
Первые упоминания о женьшень встречаются в древних китайских произведениях о лекарственных растениях («Шэнь-Нуньо», «Шэнь-лун Бень-цао») где-то еще в начале нашей эры.
Конце XVI в. древнее китайское фармаколог и врач Ли Ши-чжэнь в своем 50-томном произведении «Бень-цао Ган-му» главное место отвел именно женьшеня. С тех пор о легендарном корень написано в Китае, Корее, Японии столько книг, что, как говорят сами корейцы, если их сложить вместе, то она намного превзошла бы рост человека.
Вот какие сведения о лечебных свойствах женьшеня изучал по приказу китайского императора французский миссионер Шутки. В 1713 году в письме из Пекина он писал: «Женьшень помогает при всякой слабости в случаях чрезмерной усталости телом или душой, уничтожает и удаляет мокроту и накопление ее; останавливает рвоту, укрепляет желудок, увеличивает аппетит и помогает пищеварению, укрепляет грудь и сердечную деятельность, уменьшает одышку, увеличивает духовную и физическую деятельность организма, ободряет настроение духа, увеличивает лимфу крови, хорошо помогает при внезапных головокружениях в жару, поправляет ослабленное зрение и продолжает и поддерживает жизнь в преклонном возрасте».
Китайская народная медицина широко использовала стимулирующее действие женьшеня - повышение работоспособности человека в результате однократного употребления настойки внутрь. В XI в. китайский врач Су Сун подал интересное описание проверки качества образцов женьшеня.
Два человека идут вместе три или пять ли, причем одна из них держит во рту кусочек корня, который подлежит определению. Если это корень настоящего женьшеня, то к концу пути человек, который держит его во рту, совсем не устанет, в то время как его спутник устанет и будет чувствовать одышку. Следует отметить, что этой его особенностью сих пор пользуются соискатели в своих странствиях за драгоценным корнем, снимая с себя на время чувство усталости.
Если иметь в виду то, что китайская медицина назначала женьшень для лечения в сочетании со многими другими лекарственными средствами, то легко себе представить популярность женьшеня в странах Востока.
В древней китайской фармакопеи, которую писал в 1596 году врач и фармаколог Ли Ши-чжэнь из династии Мин, говорится, что целебная сила начинает проявляться в женьшене только с десятилетнего возраста растения. Поэтому соискатели женьшеня никогда не собирали молодых корней, а обозначив место находки, ждали несколько лет, пока корни не созреет и не наберет так сказать стандартных качеств.
Суеверные следопыты хранили легенды о том, что сама природа указала человеку на этот чудодейственный корень, создав его по образу и подобию человека. Действительно, большинство корней женьшеня удивительно напоминает человеческое существо. В толковом словаре «Это-юань» можно прочитать, что особенно ценятся те корни женьшеня, которые больше похожи на человеческую фигуру. Если корень в своей нижней части делится на два отростка, его величают «мужским», а если в нижней части отростки отсутствуют - «женским» корнем, который менее ценится. Найти «мужской» корень считалось очень большой удачей. Вспомним, какая радость охватила старого ва-панцуя, когда ему удалось найти старый «мужской» корень-великан.
В переводе с китайского языка «жень» означает - человек, «шень» - корень, то есть человек-корень.
Большого мастерства в лечении людей женьшенем добились тибетские ламы - высшие чины духовенства. А для бедных этот драгоценный корень был недосягаем.